Горе семей погибших защитников Украины и агрессия со стороны других граждан, которым только предстоит пополнить ряды ВСУ - это лишь малая часть того, с чем сталкиваются сотрудники ТЦК и СП.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяСотрудников центров комплектования обвиняют во всех "смертных грехах". Украинцы постоянно при встрече вспоминают о коррупции и "лысых" границах.
Об этом рассказал Александр Бондарчук, который воевал в составе 110-й бригады, а теперь работает в 1-м отделе Звягельского районного ТЦК и СП.
В ноябре 2024 года он вернулся на службу в ТЦК после года участия в боевых действиях. Сейчас его официальная должность — оператор документального обеспечения, однако вместо "офисной работы", на практике, он почти каждый день общается с военнообязанными и их родственниками.
Это "взрывоопасный контингент", ведь разговоры часто непростые – люди эмоционально реагируют на повестки о мобилизации и уведомления о гибели близких.
Например, недавно он сообщил родителям о смерти их 23-летнего сына — молодого офицера, который только что окончил военное училище. Никто не хотел браться за это, но ему пришлось, потому что "кому-то нужно было это сделать".
По его словам, реакция родственников погибших зависит от обстоятельств призыва. Если боец был добровольцем, боль сочетается с горечью утраты, но если мобилизованным — могут возникать конфликты.
"Тяжело приносить уведомления о гибели, тяжело приносить уведомления о мобилизации. Но все зависит от того, в какую семью идешь. Если погиб доброволец — это одно, а если мобилизованный, то может возникнуть серьезный конфликт. Родственники обвиняют, что это ТЦК его силой забрал и ТЦК виноват. Или обвиняют, что ты жив, а он погиб", — рассказал Бондарчук.
Похожие трудности возникают с мобилизационными повестками, иногда сотрудника ТЦК, который сам недавно вернулся с фронта, обвиняют и оскорбляют.
"С мобилизационными повестками — если, мягко говоря, возникают разногласия во взглядах на войну между семьей и сотрудником ТЦК, то будет проблема. Ведь служащий после фронта и тяжелого ранения, которому еще нужно лечиться, терпит оскорбления и унижения, может сорваться. Я лично, когда начинаются какие-то словесные споры, ухожу в сторону — у меня нет сил на конфликты, пусть полицейский или старший группы успокаивает этих людей", — рассказывает военный.
После возвращения Александр надеялся на более спокойную работу. Когда-то военкоматы, как обычные государственные учреждения, воспринимались как места, которые помогают с документами и социальными вопросами. Когда в 2022 году началось полномасштабное вторжение РФ, сотрудники ТЦК занимались в основном добровольцами, но ситуация резко изменилась.
"Сейчас из нас сделали врагов для своих же людей. Появилось слово "тецекашник". Мы не успеваем приехать в деревню, как информация о нас уже распространилась в местных интернет-группах. Уже через 20 минут мужчины призывного возраста спрятались и сбежали — как от облавы", — отмечает военный.
По его словам, некоторые мужчины спрашивают, почему сотрудники ТЦК пришли именно к ним, а не к соседям, почему не "ловят" тех, кто уехал за границу. Они считают ТЦК главным виновником войны, проблем с границами и уклонением от службы.
"Люди не понимают, что задача личного состава ТЦК — их уведомить, оформить документы и так далее. Они делают нас ответственными за войну, дырявые границы, медицинские заключения, злобу направляют на нас, потому что мы под рукой", — замечает Бондарчук.
По его мнению, было ошибкой возложить обязанность разносить повестки именно на сотрудников ТЦК, а не представителей местной власти: "Секретарям сельсоветов тяжело с этим идти к куму или свату, они живут в той же деревне, им страшно, что односельчане дом сожгут".
Александр считает, что государство имеет рычаги влияния для оптимизации мобилизационной работы. Например, можно ввести механизмы, которые бы побуждали уклонистов обращаться в ТЦК самостоятельно — через блокировку зарплатных карт, мобильной связи или других услуг. Военный объясняет, что это бы значительно облегчило работу ТЦК, ведь их главная задача — не силой ловить людей, а организовывать процесс мобилизации.
Напомним, если действия ТЦК выходят за рамки закона: адвокат рассказал, как защитить свои права.
Ранее сообщалось, уклонистов хотят лишить права голоса: военный-политик поставил острый вопрос.
Также, Верховная Рада продлила срок прохождения ВЛК, но новых отсрочек не будет – Верещук.