Если вам кажется, что банки стали чересчур придирчивы – вы не одиноки. Все больше украинцев сталкиваются с блокировками счетов, приостановкой операций и запросами документов. Почему это происходит и как избежать проблем, объяснили эксперты юридической компании «Муренко, Куревой и Партнеры» для Минфин.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяЧто такое финансовый мониторинг и почему он строгий?
Система мониторинга создана для отслеживания подозрительных операций и борьбы с отмыванием денег. Под особым прицелом – крупные транзакции (свыше 400 тысяч грн) и операции с наличными, оффшорами, переводами за границу и другими "красными флажками".
Но даже небольшие суммы могут вызвать вопросы, если банк сочтет их подозрительными. Например:
- Если вы обычно получаете переводы на 50 тысяч грн в месяц, а вдруг на счет поступает 200 тысяч от десятков отправителей, банк начнет проверять происхождение денег.
- Недостаток подтверждающих документов или попытка скрыть данные сразу настораживают.
- Операции с посредниками или резкие изменения в финансовой активности выглядят подозрительно.
Почему банк может прекратить сотрудничество?
Банк обязан разорвать отношения с клиентом, если:
- Невозможно идентифицировать клиента или его бенефициаров.
- Клиент предоставляет ложную информацию или уклоняется от проверки.
- Операции клиента слишком рискованные.
- Обнаружены связи с банком-оболочкой.
Если банк не уверен в честности клиента или его операций, сотрудничество завершится.
Как бороться?
Каждый клиент может (и должен!) ознакомиться с политиками финансового мониторинга, которые публикуются на сайтах банков. Эти документы созданы в соответствии с приказом Минфина и помогают понять, какие операции вызывают вопросы у банка.
Ваши права:
- Запрашивать объяснения у банка, если счет заблокирован.
- Требовать четких причин проверки или остановки операции.
- Обжаловать действия банка в НБУ или суде.
Если ваша операция вызвала подозрения:
- Предоставьте документы, подтверждающие происхождение денег.
- Будьте готовы объяснить финансовую активность. Например, если на счет неожиданно поступили крупные суммы, поясните их источник.
- Убедитесь, что у вас есть вся информация, которая подтверждает законность ваших действий.
Если банк расторгает договор, у клиента есть несколько путей:
- Запросите объяснение: Банк обязан обосновать свое решение.
- Обратитесь в НБУ: Центральный банк рассмотрит вашу жалобу.
- Подайте иск в суд: Если вы уверены, что ваши права нарушены, вы можете требовать компенсации за финансовые или иные убытки.
Если один банк отказал:
- Отказ в одном банке не означает автоматический запрет в другом. Каждое учреждение имеет свои правила проверки.
- Альтернативные финансовые учреждения могут стать выходом. При наличии прозрачной финансовой истории и подтверждений законности доходов вы сможете продолжить работу.
Важно: Если банк вернул остаток средств на счет другого банка, будьте готовы к проверке. Новый банк, скорее всего, запросит вашу финансовую историю и подтверждающие документы, чтобы оценить риски.
Советы, чтобы избежать проблем
- Собирайте документы заранее, особенно для крупных операций.
- Указывайте реальный объем финансовой активности при открытии счета.
- Не бойтесь задавать вопросы банку – это поможет лучше понять правила и избежать неожиданностей.
Финмониторинг – это не всегда кошмар. Если вы будете знать свои права, грамотно работать с документами и сотрудничать с банками, можно избежать большинства проблем.
Напомним, праздничный шоппинг закончится слезами: Приватбанк блокирует карты за оплату в интернете
Ранее мы писали о том, что можно обанкротиться после обычного душа: новые тарифы на воду заставят считать каждую каплю
Кроме того, Знай.ua сообщал, с 2025 года украинским родителям начнут платить деньги за появление ребенка, а не наоборот